Учим детей читать и писать (Калинина И. Л.)
Родители, имеющие детей дошкольного возраста, очень часто задают вопрос: каков возраст ребенка, с которого можно и нужно начинать обучение его чтению? С моей точки зрения, подходящим моментом станет проявление интереса к обучению у самого ребенка. Среди других многочисленных вопросов начнут появляться следующие: "А какая это буква? А с какой буквы начинается мое имя? А что здесь написано?"
Однако существует определенная категория детей, у которых полностью отсутствует интерес к чтению вплоть до момента поступления в школу. Что делать в таких случаях? Прежде всего попытайтесь найти и устранить причину подобного безразличия. Посоветуйтесь со специалистами: педиатром, логопедом, психологом. Если же вы поймете, что с вашим ребенком все в порядке, то и тогда не стоит навязывать ему занятия по овладению навыками чтения. Нет ничего страшного в том, что ваш сын или дочь пойдут в школу, не научившись читать. Однако знание большинства букв послужило бы им большим подспорьем на начальном этапе школьного обучения. Многие специалисты считают, что связать звук с буквой посильно даже полуторагодовалому малышу.
Данные материалы, на наш взгляд, значительно облегчит задачу взрослых, родителей, педагогов, взявшихся за изучение букв с детьми дошкольного возраста и обучение их чтению. Цели:
- сделать процесс обучения чтению как можно незаметнее для детей;
- обучая ребенка чтению, создавать предпосылки для формирования у него грамотного письма в дальнейшем.
Для реализации данных целей подобраны специальные упражнения и словарный материал, состоящий из типовых, наиболее часто встречающихся в русском языке групп слов.
Теперь о содержании данного пособия. Оно состоит из двух частей. В первой части читатель сможет найти материал по формированию навыков чтения у ребенка. Вторая часть пособия рассчитана на помощь тем детям, которые испытывают затруднения при письме: не могут списать или записать текст под диктовку, путают буквы, переставляют или пропускают их в словах, не дописывают окончания и т. д.
Если у Вашего ребенка имеются нарушения чтения и письма, есть два выхода из ситуации: ознакомиться с курсом "Учим детей читать и писать" самостоятельно, либо обратиться к профессиональному логопеду в Рязани.
Этим пособием могут воспользоваться и учителя начальных классов, пытающиеся восполнить пробелы в знаниях учащихся путем дополнительных занятий. Большинство упражнений, предложенных автором этой книги, было использовано им при коррекции нарушений письменной речи у учащихся I—II классов.
Познакомимся с общими методическими рекомендациями, адресованными обучающим
- Занятия должны проводиться в непринужденной форме.
- Следует начинать занятие с ребенком тогда, когда у него хорошее настроение и самочувствие.
- Необходимо учитывать силы и возможности ребенка, предотвращать наступление утомления.
- Следует подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать им, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
- Нужно соблюдать основной принцип обучения — от простого к сложному.
- Не следует переходить к следующему виду упражнений, если ребенок не усвоил предыдущий.
- Продолжительность занятий должна быть не более 15— 20 минут (можно дважды в день).
Более конкретные методические рекомендации будут сделаны в соответствующих разделах пособия.