Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му-му, ав, ту-ту) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта — общее недоразвитие речи.
Самый низкий уровень речевого развития у таких малышей — 1-й. Самый высокий — 3-й. Охарактеризуем речь детей с 3-м, наиболее типичным уровнем речевого развития. У них в 5-летнем возрасте словарный запас составляет примерно 2,5—3 тысячи слов. В нем отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозна¬чающие названия предметов, объектов, действий, их признаки.
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния:
- частей предметов и объектов (кабина, сиденье, ствол, фундамент, подъезд, затылок, виски, грива, вымя и т. п.);
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, лижет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»);
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);
- антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый, глубокий — мелкий, густой — жидкий и т. п.);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, грушевый, земляничный и т. п.).
В грамматическом строе распространены ошибки:
- в употреблении предлогов В, К, С (СО), ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, НАД («Платок лежит кармане», «Мама взяла книгу от полки», «Мальчик подошёл шкафу», «Кошка вылезла под кровати» и т.п.);
- построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать», что ёжик кололся, почему что девочка и плачет»).
В фонетическом плане дети:
- неверно произносят 10—20 звуков: не различают на слух ношении близкие по звучанию мягкие—твердые, звонкие—глухие звуки С—Ш, 3—Ж, ТЬ—Ч, СЬ—Щ, Л—Р и т.п.;
- искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов: водчик—датавотик, фотография—атагафия, магнитофон—матафон;
- не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию, звуковые и слоговые сочетания (кот-кит-ток, бык-бак-бок, па-ба- фта-кта, та-тя).
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные ти. Однако развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью.
Предлагаем пример рассказа по картине 5-летнего ребенка с недоразвитием речи (3-й уровень речевого развития):
«Дети фипили (слепили) фнигака (снеговика). Дети катавифа на фанки (на санках). Дети катавифа ив гойки (с горки), (воспитательница) повала (позвала) детёф (детей) дефкий фат (сад)».
При 2-м уровне речевого развития нарушения во всех к языковой системы более грубы и стойки. Приведем пример картинке, составленного ребенком 5 лет:
«Бася ... котю. Она ... фате. Бася кос зиля ходива». (Собак Она ... портфель. Собака кость взяла, ходила.)
При 1-м уровне речевого развития у ребенка связная речь, в ней имеются отдельные многозначные искаженные аналоги звукоподражательного плана, например:
собака, коза, корова, баран — ава машина, корабль, ракета, велосипед — ту-ту упасть, спуститься, сесть, лечь — па есть, пить, откусывать, жевать — ам и т. п.
Все указанные речевые особенности наблюдались у детей 4,5 — 5 лет, имеющих нормальный слух и сохранный интеллект. Только при отмеченных параметрах дефект может характеризоваться как общее недоразвитие речи.
Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
- нарушены внимание и память;
- нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;
- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем:
они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Например это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (красные фигурки, круги и т. п.); хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты, животное и т. п.); собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т. п.).
Еще труднее сосредоточивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки их деятельности.
Характерно, что нарушения внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовывать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения, чем четырех-пяти спрятанных на занятии игрушек.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движений подвижных органов артикуляции — языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти. Артикуляция всех звуков речи и происходит тогда, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки и щели между собой или с неподвижными органами — небом и зубами. Естественно, что нарушение артикуляции звуков приводит к их дефектному произношению, а часто и к общей невнятности, смазанности речи.