Нормы речевого развития ребенка во второй год жизни
Второй год жизни у ребенка характеризуется снижением показателей темпов роста по сравнению с младенчеством. Но зато малыш входит в стадию автономной речи, используя аморфные слова-корни, которые он выделяет из услышанных от взрослых слов. С полутора лет ребенок способен обозначать совокупность предметов, таких как: «ко»- кошка, колокольчик; «па» - упал, лопата. Умение общаться он еще не приобрел: может понимать значение слов «столик», «стульчик», «кроватка», но при этом не знать что означает слово «мебель».
С 9 до 18 месяцев у детей наблюдается «кризис одного года», сопровождающийся капризностью и попыткой быть самостоятельным. Родителям в таком случае не нужно винить себя, дело все в кризисном периоде. Этот кризис состоит из 3 аспектов: становление ходьбы, развитие автономной речи и первых актов протеста ребенка.
Развитие автономной речи представляет собой ряд форм, которые замещают речь и по сути представляют подготовительный уровень в развитии речи. Автономная речь имеет следующие два отличия:
- звуковой состав слов, употребляемых ребенком, отличается от звукового состава слов "взрослого языка";
- слова детской речи отличаются от слов нашей речи по значению.
Иными слова ребенок сам выдумывает слова, которые никак не похожи на наши. При этом одно и тоже слово может обозначать разные понятия.
Когда развитие ребенка в норме, то автономной речи начинается с 12 месяцев и заканчивается к 21 месяцу. Не стоит забывать, что все дети индивидуальны, развиваясь в своем ритме. Однако, если ребенок задержался на данном стадии до 3 и более лет, то это можно готовить о задержке психического развития.
В два года малыш должен соотносить знакомые ему слова с изображенными на картинках предметами (кошка, совочек, кузнечик). На смену автономной речи приходит «телеграфная». Она заключается в односложных словосочетаниях, которые выражают значение целого предложения. Ребенок согласно своим интересам и желаниям обозначает предметы и явления словами. Так как у всех детей разные интересы и окружающие их предметы, то и слова будут отличаться. Лучше всего усваиваются часто встречаемые объекты.
К концу года ребенок способен изменять слова и употреблять их в прошедшем времени, в множественном числе.
Наш логопедический центр предлагает услуги по лечению заикания у детей и взрослых.